Российский музей леса

Одноклассники Российского музея лесаРоссийский музей леса Вконтакте

Лесоохранительный закон 1888г. К 130-летию со дня принятия

Лесоохранительный закон 1888г. К 130-летию со дня принятия

Важнейшей особенностью дореформенного периода истории лесоохранения в России являлось то, что правительство предпринимало усилия по созданию системы охраны казенных лесов.  При этом в обществе в целом, и в среде лесоводов в частности редко затрагивались вопросы, связанные с созданием подобной системы для частных владений, несмотря на то, что состояние этой категории лесов, по свидетельству современников, было более тяжелым.

Ситуация с частными лесами усугубилась и приняла катастрофический характер после крестьянской реформы 1861 г.  В стране развернулось небывалое по масштабам лесоистребление. Разработка нормативного акта, который бы регулировал вопросы частного лесного хозяйства, началась в 1864 г. Однако понадобилась почти четверть века на то, чтобы  4 апреля 1888 г. был принят долгожданный законодательный акт  —  «Положение о сбережении лесов» —   ограничивающий право частных лесовладельцев свободно и беспрепятственно распоряжаться объектом своей собственности. Издание «Положения…», по оценке одного из знатоков российского лесного законодательства  Т.В. Нехорошева, «составляло одну из самых блестящих страниц в истории деятельности Министерства государственных имуществ». В свою очередь, М.М. Орлов назвал появление Лесоохранительного закона — так в обиходе стало именоваться Положение о сбережении лесов — «последним событием в долгой истории лесоохранения в России».

Огромную роль в принятии «Положения…»  сыграли российские лесоводы. На заседаниях  лесоводственного отделения II съезда русских сельских хозяев, проходившего  в 1870 г. в  Москве,  лесные специалисты впервые говорили о законодательном ограничении частного лесовладения и пресечении хищнического пользования лесами страны, причинявшего ущерб ее экономике и климату. Выступление  Г.А. Волосатова, приват-доцента Петровской академии «Есть ли достаточные основания к тому, чтобы признать необходимость ограничения права свободного пользования лесами и установления обязательности лесоразведения для землевладельцев тех местностей России, которые наиболее бедны лесами» обсуждалось А.Ф. Рудзким, В.Т. Собичевским и Н.С. Шафрановым с точки зрения того, «какие меры следует принять, чтобы привести этот принцип в жизнь». Вопрос лесоистребления затем уже не сходил с повестки заседаний Лесного общества и Всероссийских съездов лесовладельцев и лесохозяев,  заставил обратить на себя внимание правительства и привел в итоге к принятию Лесоохранительного закона   1888 г.

Что касается трудов по непосредственной подготовке «Положения…», то они главным образом легли на Е.С. Писарева, директора  Лесного департамента в 1886 – 1895 гг.,  еще в 1881 г., когда он служил вице-инспектором Корпуса лесничих.

Евгений Сергеевич Писарев

Положение о сбережении лесов вошло в Лесной устав редакции 1893 г. Сразу же вслед за принятием Лесоохранительного закона было издано несколько нормативных актов, уточняющих его применение и обеспечивающих его исполнение.

Значение закона 1888 г. состояло прежде всего в том, что «он признал за лесом государственное значение, так как с правильной постановкой дела  охранения лесов от истребления связаны немалые государственные интересы»  (Н.В. Нехорошев, 1903).

Лесоохранительный закон ориентировал лесное хозяйство России на прогрессивный путь развития, ставя главной целью сохранить леса на малоценных территориях и всячески способствовать их возобновлению.  В его основных положениях просматривалась попытка урегулировать эксплуатацию лесных ресурсов, сделать ее в пространственном отношении более целесообразной. Впервые на государственном уровне  была  в полной мере осознана и признана природоохранная роль лесов. Нормы закона запрещали опустошительные рубки, превращение леса в пустыри; расчистки лесной почвы без достаточных на то оснований; подчиняли общим правилам хозяйство в тех лесных дачах, которые признавались особо важными  для государства и населения (защитные и водоохранные леса). Проведение в жизнь предусмотренных законом новшеств возлагалось на губернские лесоохранительные комитеты во главе с губернатором.

Следует отметить, однако, что механизма выделения средств для практической работы лесоохранительных комитетов закон не предусматривал. К явным недостаткам Положения относилось, в частности, и то, что действие его в пространстве было ограничено губерниями Европейской России, но — с многочисленными исключениями отдельных многолесных территорий. Правительство практиковало постепенное распространение закона на остальные губернии и области страны, в зависимости от их лесистости. Этот процесс растянулся на долгие годы.

Вместе с тем необходимо признать, что, несмотря на серьезные недостатки Лесоохранительного закона, принятие его благотворным образом сказалось на состоянии частновладельческих лесов, что делает дату 4 апреля 1888 г. важной вехой в истории отечественного лесного хозяйства и российского лесного законодательства.