Российский музей леса

Одноклассники Российского музея лесаРоссийский музей леса Вконтакте

История Новогодней ёлки!

История Новогодней ёлки!

Приближается самый ожидаемый, самый волшебный детский праздник – Новый год. Во многих домах уже устанавливают новогодние елки и украшают их каждый на свой лад. Правда, мало кто задумывается над тем, как и когда появилась традиция на Новый год наряжать праздничное дерево. И что она означает. Попытаемся сегодня восполнить этот пробел. 

В древности новый год наступал осенью или весной. В древней Руси начало года приходилось на март месяц, это было естественно и понятно: после зимней спячки земля и вся окружающая людей природа возрождались к новой жизни. Праздник был данью весне, теплу, солнцу и будущему хорошему урожаю. Много позже встречать Новый год стали 1 сентября. Но о традиции украшать к этому дню какие-либо деревья нам ничего не известно.

Первое письменное упоминание о ели как новогоднем дереве встречается в хронике французской провинции Эльзас за 1600 г. Однако родиной традиции принято считать Германию. Существует предание о том, что начало обычаю украшать елку в канун Рождества положил немецкий реформатор Мартин Лютер. Именно он, возвращаясь домой перед встречей Рождества в 1513 г., был очарован и восхищен красотой звезд, усыпавших небесный свод так густо, что казалось, будто и кроны деревьев искрятся звездочками. Дома он поставил на стол елочку и украсил ее свечами, а на верхушку водрузил звезду в память о звезде Вифлеемской, указавшей волхвам путь к пещере, где родился Иисус.

Почему в качестве новогоднего дерева была выбрана именно ель? Зеленая пахучая лесная красавица издревле считалась деревом мира у древних германцев. Они верили, что в ее ветвях обитает добрый «дух лесов» — защитник справедливости и всего живого.

В России обычай наряжать на Новый год елочку появляется в  Петровскую эпоху. Согласно царскому указу от 20 декабря 1699 г., впредь предписывалось вести летосчисление не от сотворения мира, а от Рождества Христова, а днем «новолетия», до того времени отмечавшимся на Руси 1 сентября, «по примеру всех христианских народов» считать 1 января. В этом указе делались также рекомендации по организации новогоднего праздника. В день Нового года было велено пускать ракеты, зажигать огни и украшать московские дома еловыми и сосновыми ветвями и шишками. Дома, правда, украшались только снаружи. А после смерти Петра I его рекомендации были основательно забыты. Царские предписания сохранились лишь в убранстве питейных заведений, которые перед Новым годом продолжали украшать елками. Деревья стояли там до следующего года, накануне которого старые елки заменяли новыми.

В России елка как настоящее рождественское дерево появилась только в начале ХIХ в. в домах петербургских немцев.

В 1818 г. по инициативе великой княгини Александры Федоровны была устроена елка в Москве, а на следующий год — в петербургском Аничковом дворце. На Рождество 1828 г. Александра Федоровна, к тому времени уже императрица, организовала первый праздник «детской елки» в собственном дворце для пяти своих детей и племянниц — дочерей великого князя Михаила Павловича. Пригласили также детей некоторых придворных. На восьми столах и на столе, поставленном для императора, установили елочки, украшенные конфетами, золочеными яблоками и орехами. Под деревьями были разложены подарки, которые всем присутствовавшим детям раздавала сама хозяйка. Праздник начался в восемь часов вечера, а в девять часов гости уже разъехались. Рождественская елка была устроена и государем Николаем I в самом конце 1830-х гг. С этих пор по примеру царской семьи елку на Рождество стали устанавливать в домах высшей петербургской знати. Остальное население столицы до поры до времени либо относилось к ней равнодушно, либо вообще не знало о существовании такого обычая. Однако мало-помалу рождественское дерево завоевывало и другие социальные слои Петербурга.

И вдруг в середине 1840-х гг. произошел взрыв — «немецкое обыкновение» начинает стремительно распространяться. Теперь Петербург был буквально охвачен «елочным ажиотажем». Обычай вошел в моду, и уже к концу 1840-х гг. рождественское дерево становится в столице хорошо знакомым и привычным предметом рождественского праздника. Торговля елками началась с конца 1840-х гг.

Само дерево стало называться «рождественским деревом» (что является калькой с немецкого), а позже получило имя «елка», которое закрепилось за ним уже навсегда. Елкой стал называться и праздник, устраиваемый по поводу Рождества: «пойти на ëлку», «устроить ëлку», «пригласить на ëлку». В.И. Даль заметил по этому поводу: «Переняв… …от немцев обычай готовить детям к Рождеству разукрашенную, освещенную ëлку, мы зовем так иногда и самый день ëлки, Сочельник».

К концу XIX столетия ёлка становится в России обычным явлением. Заготовка ёлок начиналась за неделю до Рождества. Для лесников и крестьян из пригородных деревень их продажа стала одним из сезонных заработков. Продавались деревца в самых многолюдных местах: у гостиных дворов, на площадях, рынках. Здесь были ëлки на любой вкус: маленькие, разукрашенные искусственными цветами, ёлки-великаны и самые обычные зеленые стройные красавицы.

Советская власть запретила ёлку не сразу. В первые после Гражданской войны годы в городах, как и прежде, всё ещё продавалось много ёлок, но население бедствовало, и мало кто мог позволить себе купить даже самое маленькое деревце. 25 декабря 1924 г. Корней Чуковский записал: «Третьего дня шёл я с Мурой к Коле — часов в 11 утра и был поражен: сколько ёлок! На каждом углу самых безлюдных улиц стоит воз, доверху набитый всевозможными ёлками, — и возле воза унылый мужик, безнадёжно взирающий на редких прохожих. Я разговорился с одним. Говорит: «Хоть бы на соль заработать, уж о керосине не мечтаем! Ни у кого ни гроша; масла не видали с того Рождества…»

Окончательная отмена Рождества произошла в 1929 г. День Рождества превратился в обычный рабочий день. Вместе с Рождеством отменялась и ёлка, уже прочно сросшаяся с ним.

В конце 1935 г. ёлка была не столько возрождена, сколько превращена в новый праздник, получивший простую и чёткую формулировку: «Новогодняя ёлка — праздник радостного и счастливого детства в нашей стране». Связь ёлки с Рождеством была предана забвению. Рождественское дерево превратилось в атрибут государственного праздника Нового года. Вифлеемскую звезду на верхушке «Рождественского дерева» заменила пятиконечная — такая же, как на кремлёвских башнях.

На сверкающей в лучах прожекторов ёлке, установленной в Доме союзов, висели тысячи ёлочных украшений с рабоче-крестьянской, коммунистической символикой. 1 января 1947 г. было объявлено нерабочим днем, а ёлка в Доме союзов приобрела официальный статус «главной ёлки страны». С 1954 г. новогодняя ёлка стала проводиться в Георгиевском зале Большого Кремлёвского дворца. С появлением Кремлёвского дворца съездов главный детский праздник страны переместился туда. Детские праздники проводились и в других организациях. Но самым желанным для детворы страны Советов был праздник ëлки в Кремле.

И все же Новый год был и остается для нас в первую очередь семейным торжеством. В каждой семье наряжают зеленую красавицу на свой лад и вкус. В лесном хозяйстве для этого выращивают символ Нового года в специальных лесных питомниках, которые иногда так и называются «Питомники новогодней ели». В подмосковных лесных питомниках для этого выделяются особенные – новогодние делянки. Во всех перечисленных случаях новогоднюю ель выращивают специально для продажи на ëлочных базарах. Новогодняя ель добывается и там, где деревья все равно вырубят — например, под противопожарные разрывы, трассы противопожарных и лесохозяйственных дорог и другие площадки, где не требуется сохранения подроста и  лесных насаждений.

Проще всего купить ëлочку на ëлочном базаре. Но для жителей некоторых российских регионов есть возможность срубить ëлку лично. Комитет лесного хозяйства Московской области не первый год проводит акцию «Ель домой — всей семьей» для таких желающих. Сделать это можно только по специальному разрешению и в определенных питомниках. Выбирайте! А мы поздравляем Вас с наступающим праздником и желаем всем счастливого Нового года!